Красота человеческая #005
За этими, вроде бы сугубо частными, отношениями с подругой у Федосьи Угрюмовой — Мордюковой проступает, так сказать, и второй план: колхозу нужны рабочие руки, поэтому действиями Федосьи движет и эта ее забота. Также и в отношениях с Таней (Л. Гладунко), невестой Филиппа, особенно в сцене ночного разговора в поле, Федосья — Мордюкова, проявляет себя не только как мать, заботящаяся о счастье сына, но и как один из колхозных вожаков, радующихся доброй молодой поросли и кровно заинтересованных в том, чтобы молодежь сохраняла верность земле, прикипала к колхозу сердцем.
Так в отношениях, самых что ни на есть повседневных, раскрывается актуальная и важная тема нынешнего дня, имеющая общегосударственное значение.
Образ, созданный Мордюковой, еще раз с необыкновенной наглядностью подтверждает мысль о диалектическом единстве таких понятий, как перевоплощение и личность актера, высказанную мною недавно в статье о творчестве Сергея Бондарчука. В чем проявляется она, личность художника, в образе Федосьи? Отнюдь не в узнаваемости актрисы. Мордюкову в «Русском поле» менее всего можно упрекнуть в повторении ранее сыгранного — иной ритм внутренней жизни у ее героини, свое, особое, Федосьино, отношение к миру, к людям, к делу, которым занята, а следовательно, и иные выразительные средства. Но как раз в этом — во внутреннем перевоплощении — и проявляется личность актрисы. В перевоплощении, понимаемом не как чисто технологический процесс, а прежде всего как выражение отношения художника к миру, как совокупность его жизненных, гражданских, идейных позиций.
И тут пришло самое время указать на одно принципиальное отличие образа Федосьи от образа некрасовской героини. Ту, оставшуюся «без мужа в дому», поэт сравнивал с березой «в лесу без вершины». Федосью же испытания, горе сломить не способны. А бед и горя на долю Федосьи Угрюмовой выпало с излишком. Фильм ведь и начинается с того, что муж ее Авдей — сколько лет в любви и со-гласьи вместе прожили, сына Филиппа вырастили, красавца парня, всем на зависть! — уходит к молоденькой, смазливой и кокетливой бабенке, бухгалтеру Надене (Л. Хитяева). И ничего с этим не поделаешь, не наезжать же, в самом деле, трактором на свадебный кортеж, как это чуть было не сделал в горячности, в неудержимой страсти восстановить справедливость любыми средствами больно раненый семейным разладом Филипп (В. Тихонов). Теперь сын — единственная личная радость и надежда матери. В его жизни, верит Федосья, все сложится по-настоящему крепко и счастливо. Ведь есть у него мать, друг и добрый помощник, есть любимая девушка, невеста. Вот только отслужит действительную, тогда и свадьбу сыграют... Не будет свадьбы. Скошенный шальным осколком замертво рухнет молодой солдат, защищая родную землю во время пограничного инцидента на далекой дальневосточной заставе. Неожиданно врывается в картину тема смерти, трагической, невероятной, когда кругом — мир. Как и обелиск, воздвигнутый в родном селе в память о погибших в прошлой войне, возвышается среди простора полей, по которым когда-то катились танки, а сегодня идут трактора, — смерть эта еще раз напоминает о дорогой цене счастливой жизни без войны.
Дизайнерские светильники из тыквы. Уникальные лампы в единичном варианте Светильники Искусство Джулии Грасс. Лаборатория света.