Забытый язык. О веере
Веер, в настоящее время, стал украшением интерьера. Очень часто бумажными веерами украшают квартиры. Их вешают на стены в спальнях, или гостиных. Также, большое распространение они получили в театральных постановках и на костюмированных вечеринках.
Кто бы мог подумать, что эта вещица когда-то несла в себе множество смысловых нагрузок.
Изначально, веер был назван опахало, и предназначался для защиты от насекомых и духоты. В древних цивилизациях, Индийской и Египетской, опахало изготавливали из листьев лотосов и пальм. Кем был сделан первый веер до сих пор не известно. Но с момента его первого появления, и по мере совершенствования, он приобретал все большее значение. Первенство изобретения веера индийцами и китайцами оспаривают Японцы. В одном все мнения едины, в том, что средства охлаждения, претерпев множественные преобразования, превратился в символ власти и роскоши.
В Древней Египетской цивилизации опахало было исключительно атрибутом фараона, символом его власти и величия, а также высокого достоинства. Наличие этой вещи в гардеробе определяло важное положение в обществе и высокий статус персоны. Лица царской семьи тоже носили веера, им даже присваивался специальный титул «носителя веера с левой стороны». Такие функции выполнял веер в Персии и Индии. На острове Крит, в Риме и Греции также использовались опахала восточного происхождения, сделанные из листьев. Или павлиньих перьев на костяной. Или деревянной основе. В древнем Риме такое опахало получило название флабеллум. Слуги, обмахивающие своих хозяев веером, звались флабелеферами.
В Древней Китайской цивилизации веер выполнял значение сословного различия. Во временя существования особой иерархии осуществлялся контроль над тем, кто какой веер должен носить. Члены царской семьи, являющиеся лицами привилегированными, владели опахалами, украшенными золотом и нефритом. Мандарины, сановники, имели опахала из слоновой кости и серебра. Веера из вощеной бумаги – самые простые. Кроме материала, из которого веера изготавливались, их различие состояло в уровне сложности исполнения и изысканности формы. Техника, в которой мастер работал, имела особое значение. Декор веера состоял в прямой зависимости от статуса хозяина, его возраста и профессии, кроме того, от времени года, местности, в которой живет хозяин и события, по которому веер изготовлен.
Благодаря покрытию веера надписями и рисунками. Которые художник наносил с ювелирной точностью, данный аксессуар становился настоящим произведением искусства.
В Японии и Китае веера имеют давнюю историю и множество традиций, связанных с этой дивной вещицей. В веера вложена удивительная символика и замысловатый смысл.
Согласно произведениям китайских поэтов, возникновение опахала относится ко временам правления императора У-Вана, жившего во II тысячелетии до н.э. В I в н.э. появились веера «утива», заимствованные китайцами у Японии. Это веера на ручке круглой формы.
Японский язык проводит четкое различие между веерами двух типов: сэнсу и утива. Сэнсу – это веер, выполненный их пластин, китайского происхождения, которые можно складывать и разворачивать.
В японских книгах описаны такие веера сэнсун, их же можно увидеть в японских фильмах. Это так называемый боевой веер, сделанный на раскладной основе. Для Вас проститутки Питера 1000р за час. Японские противники не только наносили ощутимый удар по голове, но и резко разворачивая веер, могли разрезать горло заточенными в остро кромками. Ребра делали из бамбука, сандала или японского кедра, а сверху оклеивали бумагой.
Веера сэнсу, ближе к XII веку принадлежали придворным дамам, в качестве реквизита, подчеркивающего чувственность и утонченность своей обладательницы изящными округлыми очертаниями. Многие аристократки того времени, отказавшись от полной страстей придворной жизни, посвящали себя службе в монастыре Мийэдо, становясь монахинями, и сохраняли сэнсу, как один из элементов грешного мира, который разрешено держать в монастыре. Это дало название разновидности веера «мийэдо».
Согласно древним японским легендам, именно эти веера держали в своих руках боги. Они были признаком родовитости человека, державшего их в своих руках. Позднее иерархическое значение вееров утратилось, а сэнсу стал образцом декоративно-прикладного искусства, и просто необычным сувениром.
Утива – разновидность веера, традиционно выполняется в виде опахала, или лепестка. Материалы, служащие для его изготовления – это цельный кусок древесины, или проволока, обтянутая шелком или картоном. Изобретение это принадлежит руке японцев. Популярными такие веера были в период Эдо, они стали излюбленным аксессуаром артистов. Благодаря распространению утива, появились новые мотивы картин, которые писали исключительно на веерах. Становясь все сложнее и изысканнее, веера стали неотъемлемой деталью костюма людей. Принадлежащих к среднему классу сословий, борцов сумо, гейш и актеров. Популярность возросла, и веера стали выпускать в огромных париях, вплоть до конца XIX века.
Как только в Японии появились зонтики, защищающие от солнца, возник и оги – новая разновидность веера. Второе название оги – «солнечный веер». Он очень легкий и с виду напоминает часть солнечного диска, из центра которого исходят его лучи. И по сей день оги применяется танцорами. Гейши использовали его в своих традиционных танцах. У него немного ребер, благодаря чему его легко сворачивать и разворачивать. Незаменимость у опытного артиста объясняется легкостью нанесения на него рисунка.
В средние века, как и все остальные разновидности вееров, оги служил знаком различия между сословиями.
В Европе веера появились, когда путешественники и моряки привезли его в качестве диковинного сувенира. Прошло всего несколько сотен лет, и веер нашел свое место в культуре Запада. В руках светских барышень он был предметом роскоши.
С помощью веера был создан тайный язык жестов, общаться на котором могли лишь избранные. Во Франции язык жестов появился в эпоху правления Людовика, по некоторым данным, он пришел туда из Испании. Оттуда язык перекочевал на территорию России. На приемах и балах веером обмахивались все присутствующие барышни, начиная с 13-летнего возраста.
На языке жестов можно было выразить всю эмоциональную гамму дамы, говорящей на нем, настолько был выразителен язык аксессуара. Имелась целая система жестов, обозначающих те или иные фразы, выраженные положением веера в руке девушки. Кокетливые намеки, признание в любви, смущение или недоверие можно было выразить легкими прикосновениями раскрытого веера, или напротив, резко закрыв его перед лицом собеседника.
Подобными жестами можно было без слов выразить симпатию и презрение.
В настоящее время язык веера утратил свою значимость и таинственность. Сейчас это просто немой сувенир, который, в качестве дизайнерского украшения вешают на стену. В разгар лета, в пекло и в жару веера появляются в руках горожан, как экзотический сувенир.
Однако в Китае и Японии веера и по сей день используются актерами театров, танцорами и исполнителями традиционных композиций. Только в их руках веер вновь оживает и обретает заново свой язык. Красота танца с веером будоражит и потрясает зрителей.
Просмотров: 5,847