Красота человеческая #002
Средняя полоса России!.. Картины природы, как верно заметил один из критиков, в фильме «Русское поле» по своему настроению и содержанию левитановские; они сменяются картинами, рожденными советской действительностью, колхозным строем, навсегда сравнявшими с землей межи частнособственнических хозяйств.
Да и это безбрежное поле предстает перед нами в каждом новом кадре иным: идут, идут по нему в горячую августовскую пору могучие красавцы-комбайны, оставляя позади себя лишь ровную и колючую стерню. День и ночь не утихает уборочная страда, и вот уже пересыпается из кузовов огромных грузовиков в бункера золотое пшеничное зерно!
Можно было бы вспомнить не один кадр, где раскрывается неразрывная слитность героев фильма с природой, их органическая и естественная «вписанность» в нее. Кажется, сама природа в разное время по-разному определяет их настроение, температуру чувств, склад мыслей. Ах, как вольно и поэтично поет летнее ночное поле, когда притомившиеся за день женщины, после неторопливого ужина, приоткрывают в песне души свои, чувства, переполняющие их! Они пристроились перед коротким сном, кому где удобно, в отдалении друг от друга. Сначала запевают два голоса — женщины зрелой и юной девушки. Потом песню подхватывают один голос, другой, третий... Поют тихо, глубоко, страстно, вкладывая в слова и мелодию все сердце... И кажется, что все поет вокруг — и земля, и небо, и даже застывшая в безмолвии река...
И из этого же приволья, окружающего людей, из буйного цветения бескрайнего луга естественно и просто вырастает обелиск, воздвигнутый колхозниками в память земляков, отдавших за Родину жизни свои в лихую годину фашистского нашествия. И кажется, что не люди воздвигли этот обелиск, а сотворила его сама природа как продолжение и утверждение самой себя. От этого обелиска и начнут свой путь те, кого деревня сегодня провожает в армию. Путь, который сначала пройдет по знакомым пригоркам, мимо знакомых березок, по берегу знакомой с детства вольной реки, а потом — по заснеженной границе, приведет к танковому бою против ее нарушителей...
Вот почему, какими бы серьезными недостатками ни страдала кинокартина «Русское поле», нельзя, по-моему, не оценить в тех плавных и долгих панорамах, когда камера как бы раздумывает — к чему еще привлечь внимание зрителя, ту настойчивость, с которой в этих пейзажах авторы всегда находят место человеку, на которого в конце концов они и переносят свой главный интерес.
И с самого первого момента появления на экране героини актрисы Нонны Мордюковой — Федосьи Угрюмовой — мы сразу же понимаем, что о ней будет фильм: о русской женщине, колхознице, нашей современнице! Как работает Волков Андрей и его схемы смотрите у нас.